Узел элевации, поворотного устройства УКВ антенн

В прошлые разы я рассказывал о своём поворотном устройстве для УКВ антенн. Там, в самом начале, есть фотография этого механизма, точнее его части отвечающей за поворот по азимуту. Его основное предназначение менять направление антенны в горизонтальной плоскости, в идеале на 360 градусов. Чаще всего из-за различных ограничений этот угол несколько меньше, но совсем незначительно. А вот механизмы изменения положения антенны по углу места различаются на две основные группы — антенна поднимается от 0 до 90 градусов по вертикали и 180 градусная элевация при которой антенна поворачивается в вертикальной плоскости от горизонта, до горизонта через зенит.

Для проведения QSO через искусственные спутники земли удобнее использовать второй вариант, в этом случае антенна сопровождает спутник непрерывно всё время нахождения его в зоне радиовидимости. При 90 градусной элевации, система слежения за спутником будет вынуждена развернуться на 360 градусов в случае прохождения орбиты через «север» поворотной системы. Такое поведения механизма наведения антенны приведет к потере драгоценного времени радиовидимости спутника.


Исходя из этих размышлений я выбрал в качестве механизма «по углу места» широко распространенный мотоподвес от спутниковой антенны.

мотоподвес

Такие устройства можно приобрести во многих онлайн магазинах как новые так и б/у за недорого. Мне приобретать не пришлось, имелся в запасе комплектик. Начнем с того, что удалим ненужное, кривой «хобот» и блок управления располагавшийся внутри корпуса.

отрезаем хобот

блок управления удалён

И в результате у нас получится замечательное поворотное устройство, не имеющее обратного хода, благодаря червячной передаче, выдерживающее значительные нагрузки, с уже установлеными конечными выключателями ограничивающими поворот 180 градусами. В этом конкретном экземпляре поворотного устройства на валу расположена полная шестерня, что позволяет сделать полнооборотную поворотку, но мне это не нужно т.к. механизм предназначен для наведения антенны по углу места.

Управлять двигателем нашего механизма элевации будем через небольшой релейный блок. На схеме видим обыкновенный коммутатор полярности двигателя. Как уже упоминалось, редуктор оснащен нормально замкнутыми оконечными выключателями ОК1 и ОК2 которые в свою очередь зашунтированы диодами. Такая схема не позволит двигателю редуктора вращаться после размыкания оконечника пока не произойдет изменение полярности питающего напряжения, т.е. направление движения. Просто и эффективно.

Яндекс.Метрика